Клубные вечера "Мамакабо" в Питере (28.10-29.10.2006).

Впервые увидел вблизи дОбро - инструмент, звучание которого является визитной карточкой группы «ГрАссМейстер». Поразило, как далеко отстоят струны от грифа и сам гриф - не закругленный, а имеющий четкие грани. Добро,собственно, вообще не гитара. Лады не нужны, они могут быть просто нарисованными, как и сделано на электродОбро (которое имеет свое название - жаль, не запомнил). Струны не касаются грифа, звук формируется исключительно за счет слайда в левой руке и получается более ярким за счет когтей - медиаторов, надеваемых на правую. Резонаторные отверстия традиционного акустического добро тоже выглядят достаточно странно для человека, знакомого с классическим видом гитары.

Добро и электродобро.
Добро и электродобро.
Электродобро вблизи.
Электродобро вблизи: вверху фото -
вид грифа сбоку,
внизу - вид со стороны звукоснимателя, подставки.
Резонатор акустического добро.
Резонатор акустического добро.
Андрей Шепелев играет на добро.
Андрей Шепелев за игрой на добро. В левой руке слайд, на пальцах правой - "когти".

Более всего понравились Алексей Архиповский и Тамара Сидорова.

Бывает, что музыкант классный, играет здорово, но без какой-то искры, не зажигает - через какое-то время внимание к его выступлению ослабевает и он воспринимается как живой магнитофон: да, чисто, да, правильно - но неинтересно... Сразу вспоминается то, что Дмитрий Четвергов говорил об абсолютниках.

Мамакабо, Санкт-Петербург. Банер фестиваля. Мамакабо, Санкт-Петербург. Банер фестиваля. 
Банер фестиваля
"Мамакабо" в Питере.

А бывает наоборот: от человека, месяц назад взявшего гитару, выучившего Am Dm E7, исходит энергия, артистизм, драйв, идут в ход какие-то ответные чувства, сопереживание - и его выступление не оставляет людей равнодушными, невнимательными.

Музыканты, сочетающие в себе виртуозное владение инструментом и способность зажигать - лучшие! И в отношении Архиповского, и в отношении Тамары это утверждение верно.

Алексей Архиповский.
Алексей Архиповский.

Про Алексея Архиповского я впервые услышал от людей, приехавших с Грушинского фестиваля. Дескать, выступал на Грушинке мужик с балалайкой, такое вытворял! Поэтому на концерт Алексея я шел, заранее ожидая чего-то сверхъестественного - и мои надежды оправдались целиком и полностью. Балалайка сегодня - музыкальный инструмент, обладающий определенной (незаслуженной!) репутацией, что-то из области русских сувениров: матрешка, самовар, чучело медведя и проч. Как собственно музыкальный инструмент ее почти никто не воспринимает. Первым же касанием струн Архиповский дает понять: балалайка - это серьезно!

В телепередаче Дмитрия Диброва "Апология", Дмитрий Малолетов рассказывал, что теппинг изобрели давным-давно, что существовали ноты для балалайки чуть ли не 1895 года, рукописные, где применялись приемы теппинга, причем задолго до появления Энвера Измайлова и Стэнли Джордана. Когда смотришь на выступление Архиповского, понимаешь - это чистая правда.

Просто слушать его аудиозаписи - терять как минимум 2/3 впечатления от выступления: это надо видеть! Кажется, что балалайка - отдельное живое существо, что происходит симбиоз музыканта и живого инструмента. Даже если Алексей сидит, подперев одной рукой голову, балалайка в другой руке продолжает звучать; великолепен и номер шарманщика: играя одной рукой, другой Архиповский как бы вращает ручку невидимой шарманки - иллюзия полная! Театр одного актера и одной балалайки:) Что касается самОй исполняемой музыки - совмещение всего со всем: запомнился номер, где мелодия Таривердиева из "17 мгновений весны" плавно переходит в блюз "Розовая Пантера", а потом - в увертюру Дашкевича из "Приключений Шерлока Холмса", причем совершенно незаметно, гармонично, будто диалог: "-А помнишь?..."-спрашивает Алексей. "-А то! Конечно!" - отвечает балалайка:) Зал все время в напряжении - чем еще удивит? Не пропустить бы!

Алексей Архиповский видео Видеозапись выступления Алексея Архиповского на "Мамакабо" в Питере (28.10.2006)

Тамара Сидорова. Во многом отношение нынешних людей к скрипке изменила Ванесса Мей - скрипка может быть современным инструментом; как и гитара, она преображается - существуют полностью безрезонаторные электроскрипки.
Алексей Архиповский.
Тамара Сидорова.
Но по статье на сайте "Мамакабо", Тамара Сидорова - "создательница собственной неповторимой манеры игры на скрипке, задолго до Ванессы Мей соединившая классическую скрипку с современными аранжировками и бешенным темпераментом." Не знаю, кто был первый. Мои же впечатления о Тамаре - абсолютно демоническая женщина! Где кончается звук скрипки и начинается ее крик - так и не смог понять:) Скрипка - инструмент безладовый, надо слышать, все время находить нужную ноту - у Сидоровой это получается как бы самопроизвольно, будто бы совсем без усилий, она еще умудряется одновременно с игрой танцевать канкан:) Очень выразительная мимика, лицо, губы... Посылая воздушные поцелуи в зал, скрипачка одновременно опускает смычок на струны - получающийся звук действительно напоминает звук поцелуя:) Если Архиповский и его балалайка двое независимых равных, с дружбой и уважением относящихся друг к другу, то Тамара и скрипка - одно целое, слитое вместе. И задор, энергия, улыбки - словами не передать!


Мамакабо. Юрий Матвеев, Белый острог.
Юрий Матвеев.
Грассмейстер.
Группа «ГрАссМейстер».
Шепелев Андрей.
Группа «ГрАссМейстер»: Андрей Шепелев.
Ведерников Тимур.
Группа «ГрАссМейстер»: Тимир Ведерников.
Лицедеи. Либабов Анвар.
Анвар Либабов ("Лицедеи") без грима.
Анвар зажигает.
Анвар зажигает:).
Cool&Jazzy.
Вокальная группа "Cool&Jazzy".
Cool&Jazzy.
"Cool&Jazzy".
Cool&Jazzy.
"Cool&Jazzy": Марк Смирнов.
Cool&Jazzy
"Cool&Jazzy".
Cool&Jazzy.
"Cool&Jazzy".
Джем.
Джем.

Общее впечатление - весьма позитивно и вполне в духе "Мамакабо" в Коктебеле, только размерами поменьше:) Несколько нестройно спели "Cool&Jazzy", но - с драйвом. Зажигал Анвар Либабов - зал с его подачи пустился танцевать; понравился джем в конце второго вечера.



©2007 Ергин Григорий, тел.:+7(911)937-55-17.
Санкт-Петербург.