Впервые увидел вблизи дОбро - инструмент, звучание которого является визитной карточкой группы «ГрАссМейстер». Поразило, как далеко отстоят струны от грифа и сам гриф - не закругленный, а имеющий четкие грани. Добро,собственно, вообще не гитара. Лады не нужны, они могут быть просто нарисованными, как и сделано на электродОбро (которое имеет свое название - жаль, не запомнил). Струны не касаются грифа, звук формируется исключительно за счет слайда в левой руке и получается более ярким за счет когтей - медиаторов, надеваемых на правую. Резонаторные отверстия традиционного акустического добро тоже выглядят достаточно странно для человека, знакомого с классическим видом гитары.
Добро и электродобро.
|
Электродобро вблизи: вверху фото - вид грифа сбоку, внизу - вид со стороны звукоснимателя, подставки.
|
Резонатор акустического добро.
|
Андрей Шепелев за игрой на добро. В левой руке слайд, на пальцах правой - "когти".
|
Более всего понравились Алексей Архиповский и Тамара Сидорова.
Бывает, что музыкант классный, играет здорово, но без какой-то искры, не зажигает - через какое-то время внимание к его выступлению ослабевает и он воспринимается как живой магнитофон: да, чисто, да, правильно - но неинтересно... Сразу вспоминается то, что Дмитрий Четвергов говорил об абсолютниках.
|
|
Банер фестиваля "Мамакабо" в Питере. |
А бывает наоборот: от человека, месяц назад взявшего гитару, выучившего Am Dm E7, исходит энергия, артистизм, драйв, идут в ход какие-то ответные чувства, сопереживание - и его выступление не оставляет людей равнодушными, невнимательными.
Музыканты, сочетающие в себе виртуозное владение инструментом и способность зажигать - лучшие! И в отношении Архиповского, и в отношении Тамары это утверждение верно.
Алексей Архиповский.
|
Про Алексея Архиповского я впервые услышал от людей, приехавших с Грушинского фестиваля. Дескать, выступал на Грушинке мужик с балалайкой, такое вытворял! Поэтому на концерт Алексея я шел, заранее ожидая чего-то сверхъестественного - и мои надежды оправдались целиком и полностью. Балалайка сегодня - музыкальный инструмент, обладающий определенной (незаслуженной!) репутацией, что-то из области русских сувениров: матрешка, самовар, чучело медведя и проч. Как собственно музыкальный инструмент ее почти никто не воспринимает. Первым же касанием струн Архиповский дает понять: балалайка - это серьезно!
В телепередаче Дмитрия Диброва "Апология", Дмитрий Малолетов рассказывал, что теппинг изобрели давным-давно, что существовали ноты для балалайки чуть ли не 1895 года, рукописные, где применялись приемы теппинга, причем задолго до появления Энвера Измайлова и Стэнли Джордана. Когда смотришь на выступление Архиповского, понимаешь - это чистая правда.
Просто слушать его аудиозаписи - терять как минимум 2/3 впечатления от выступления: это надо видеть! Кажется, что балалайка - отдельное живое существо, что происходит симбиоз музыканта и живого инструмента. Даже если Алексей сидит, подперев одной рукой голову, балалайка в другой руке продолжает звучать; великолепен и номер шарманщика: играя одной рукой, другой Архиповский как бы вращает ручку невидимой шарманки - иллюзия полная! Театр одного актера и одной балалайки:) Что касается самОй исполняемой музыки - совмещение всего со всем: запомнился номер, где мелодия Таривердиева из "17 мгновений весны" плавно переходит в блюз "Розовая Пантера", а потом - в увертюру Дашкевича из "Приключений Шерлока Холмса", причем совершенно незаметно, гармонично, будто диалог: "-А помнишь?..."-спрашивает Алексей. "-А то! Конечно!" - отвечает балалайка:) Зал все время в напряжении - чем еще удивит? Не пропустить бы!
Тамара Сидорова. Во многом отношение нынешних людей к скрипке изменила Ванесса Мей - скрипка может быть современным инструментом; как и гитара, она преображается - существуют полностью безрезонаторные электроскрипки.
Тамара Сидорова.
|
Но по
статье на сайте "Мамакабо", Тамара Сидорова - "создательница собственной неповторимой манеры игры на скрипке, задолго до Ванессы Мей соединившая классическую скрипку с современными аранжировками и бешенным темпераментом." Не знаю, кто был первый. Мои же впечатления о Тамаре - абсолютно демоническая женщина! Где кончается звук скрипки и начинается ее крик - так и не смог понять:) Скрипка - инструмент безладовый, надо слышать, все время находить нужную ноту - у Сидоровой это получается как бы самопроизвольно, будто бы совсем без усилий, она еще умудряется одновременно с игрой танцевать канкан:) Очень выразительная мимика, лицо, губы... Посылая воздушные поцелуи в зал, скрипачка одновременно опускает смычок на струны - получающийся звук действительно напоминает звук поцелуя:) Если Архиповский и его балалайка двое независимых равных, с дружбой и уважением относящихся друг к другу, то Тамара и скрипка - одно целое, слитое вместе. И задор, энергия, улыбки - словами не передать!
Юрий Матвеев.
|
Группа «ГрАссМейстер».
|
Группа «ГрАссМейстер»: Андрей Шепелев.
|
Группа «ГрАссМейстер»: Тимир Ведерников.
|
Анвар Либабов ("Лицедеи") без грима.
|
Анвар зажигает:).
|
Вокальная группа "Cool&Jazzy".
|
"Cool&Jazzy".
|
"Cool&Jazzy": Марк Смирнов.
|
"Cool&Jazzy".
|
"Cool&Jazzy".
|
Джем.
|
Общее впечатление - весьма позитивно и вполне в духе "Мамакабо" в Коктебеле, только размерами поменьше:) Несколько нестройно спели "Cool&Jazzy", но - с драйвом. Зажигал Анвар Либабов - зал с его подачи пустился танцевать; понравился джем в конце второго вечера.