Ергин Григорий: ВОДНЫЙ ПОХОД: Южная Шуя - спутниковая карта, лоция.

Водный поход: Южная Шуя.

Шуя - идеальная река для недельного летнего похода. Категория сложности 2-3. Много порогов, шивер; но есть и длинные плесы. Ягоды - всегда, грибы - иногда, рыба большая - никогда, мелкая - на булку стаями ловится. Куча оборудованных стоянок - стоят столы, кое-где бани. Из минусов - по реке, начиная от Хаутаваарских мостов, водят коммерческие маршруты на рафтах - народу могло бы быть и поменьше.

Общая протяженность маршрута - 142 км, ходовых дней - 6. В запасе полтора дня - если ничего не произойдет в первые четыре дня, один день используется на дневку, пол-дня - на отвальную. Отдельный день на разборку байдарок и Петрозаводск. Если группа совсем не успевает, то есть резервные точки съема - например, в поселке Новые Пески на Шотозере.

Дни Участки маршрута Километраж Примечания
1, ПТ г.Санкт-Петербург - ст.Суоярви. - Поезд №350 СПБ-Костомукша отправляется с Ладожского вокзала в 16:02. Прибытие - в 1.45(СБ).
2, СБ Ст.Суоярви - исток Суойоки - п.Луки. 18 км Чтобы не идти через озеро Суоярви на байдарках, нужно найти машину. Искать лучше на станции - в кассе крайне отзывчивые женщины! Собирать байдарки ночью трудно, но спать потом долго нельзя - должен быть ходовой день, а не пол-дня. Если все же полноценного ходового дня не получится, можно встать на п. Медвежий и нагнать на след. день.
3, ВС П.Луки - п.Сизовский. 26 км C этого дня (с момента прохождения Хаутаваарских мостов) начинается борьба за стоянки - возможно, что вместо Сизовского придется стоять на Собачем - там больше места для стоянок.
4, ПН П.Сизовский - п.Кумио. 23 км На Кумио тоже могут быть заняты все стоянки. Есть стоянки чуть ниже по течению, в разливе.
5, ВТ П.Кумио - оз.Шотозеро. 24 км Необходимо запастись продуктами перед дневкой - магазин в д.Соддер. На озере масса пляжей и места для стоянок. Встать лучше всего ближе к выходу из озера. Если днем на озере сильные волны, то лучше переждать до вечера.
6, СР Оз. Шотозеро. - Дневка. Праздник экватора.
7, ЧТ Оз.Шотозеро - оз.Вагатозеро - д.Киндасово. 26 км. Сразу на входе в Вагатозеро - магазин слева. Возможны проблемы с поиском выхода в Шую из Вагатозера. В Киндасово можно купить молока - там живут три коровы:) Стоять, разумеется, не в деревне, а за ней.
8, ПТ Д.Киндасово - д.Матросы. 22 км. Встать лучше прямо за порогом Петкакоски, на горе. Из-за сильного течения дневное расстояние проходится быстро - фактически, получается полудневка - можно устроить отвальную и доесть оставшиеся продукты:) А можно встать непосредственно в д.Матросы и покататься в п. Большой Толли.
9, СБ Д.Матросы - г.Петрозаводск. - Можно уехать на рейсовом автобусе. Многие группы забирают заранее заказанные автобусы - можно напроситься к ним. Большой проблемы уехать нет. В Петрозаводске есть камера хранения и замечательный ресторан Карельской кухни - рекомендую!:) Поезд на Питер отходит в 23:50.
10, ВС Г.Петрозаводск - г.Санкт-Петербург. - Прибытие поезда в 7:15 раннего утра...


Спутниковая карта Южной Шуи - очень удобно разложить 7 листов формата A4 на траве и обсуждать, что бум делать дальше:) Масштаб нестандартный - так сложилось, уменьшать до полукилометровки не захотел. Обозначены далеко не все пороги - буду рад Вашим дополнениям. Внимание: размер одного листа порядка 500 Кб (210x297мм, 300 DPI).

Южная Шуя - спутниковая карта. Суоярви, Суойоки, Тарасйоки, Шуясалма, Хаутаваарские мосты, Игнойльская ГЭС, Соддер, Шотозеро, Вагатозеро, Киндасово, Матросы



Лоция и комментарии к карте.

Предполагается совместное использование лоции и карты, так что расстояния не прописываю.


Лист 1.

Оз.Суоярви - находится прямо у станции Суоярви, по ходу поезда прямо и налево, метров 300, там еще мост есть. Если идти по озеру, то собирать байдарки можно у моста - там есть поляна, правда, основательно замусоренная; но лучше найти машину у станции и ехать до истока реки Суойоки (или Суоеки - в разных источниках разные названия) и начинать поход там. Стоимость машины в пределах тысячи рублей на 6 человек с вещами (цены 2006 года). Местные девушки в кассах обладают огромной телефонной базой знакомых и родных, у которых есть машины и которым нужен заработок. В любом случае, первая стоянка будет возле истока реки Суойоки, лучше всего на правом берегу - там хорошее продуваемое место, есть мелкий заливчик для купания.

Шивера 1,2, п.Куст(ЛЭП). На выходе из озера Суоярви - мост, прямо перед ним и за ним - шиверы, идутся без просмотра. Порог Куст (узнается по линии ЛЭП над порогом) - просмотр (с правого берега) желателен: очень мелко, можно сесть на камни. В середине порога течение делится на два рукава - нужно идти в левый; правый рукав приводит в заводь со сливом в конце - в слив лучше не ходить.

Шиверы - без просмотра.

Порог Грива - кат.2, обязателен просмотр с правого берега. В самом конце, перед выходом в разлив - бочка у левого берега. Идти порог по струе, в самые валы, а затем - по правому краю бочки, но аккуратно - еще чуть-чуть правее лежит каменная плита. За порогом, после разлива - мост.


Лист 2.

Суойокский каскад - набор порогов(или шивер?) - три ступени. Одна - незадолго до моста в деревне Суоеки, вторая - начинается под мостом, третья - через небольшой промежуток(можно причалить к берегу) после 2-ой. Просмотр с берегов и моста ничего не дает - кругом видны только буруны от камней. Все решается непосредственно в воде:) В середине второй и в конце третьей ступени - камни по центру.

Р.Тарасиоки - после каскада в р.Суойоки впадает приток Тарасиоки - с этого момента река называется Шуей.

Порог медвежий - 2 кат., просмотр с левого берега. Идти в язык ближе к правому берегу, далее - по валам. На левом берегу - стоянка с баней. Идеальный подход к воде - песок, сразу глубоко.

Порог Древний мост - остатки моста. Идти в левый проем, он без камней. При желании - просмотр с левого берега.

П.Луки - в левый рукав без просмотра. По большой воде - большие валы, по малой - быстрое течение, камни, правый рукав пересыхает вообще.

П.Олененок - без просмотра, валы.

Оз. Шуясалма - при выходе в озеро необходимо сразу повернуть направо и идти вдоль берега.


Лист 3.

Пороги - до Хаутаваарских мостов есть еще пороги. Как говорят местные, называются они Черный и Рыжий - кто из них кто, так и не поняли, порогов было больше двух, были шиверы - все шлось без просмотра и читалось своды.

Хаутаваарские мосты - здесь все коммерческие группы начинают маршрут,начинаются проблемы со стоянками.

П.Сизовский - 2 кат. Перед порогом заводь, далее - каменный коридор. На входе в порог, по центру - камень, идти лучше справа от камня, но не беда, если прямо по нему - не прорвались даже в малую воду:) Слева за порогом бочка, но если нормально вошли в правый слив, то байдарка в бочку не попадает. Если же вошли в бочку, то вполне реально кильнуться - тогда вынесет к правому берегу и прижмет. После бочки - по валам.

П.Собачий (Островной) - самый красивый порог на Шуе. Река делится на два рукава, которые обхватывают остров. Идти в правый рукав, по центру; левый - скорее, протока. Просмотр желателен. Сам порог не опасен - в конце есть камень, но он гладкий, обмывной. В пороге удобно купаться. Стоянка на острове красива, удобна, но дров нет. Удобнее встать с левого берега, сразу на выходе из порога, за островом.

Продолжение следует...



Сопутствующие материалы.

Карта с сайта Михаила Афанасенкова (4 листа): 1, 2, 3, 4.



©2006 Ергин Григорий, тел.:+7(911)937-55-17.
Санкт-Петербург.