Водный поход. Байдарка «Щука-3»: поход. Плюсы и минусы «Щуки» после первого сезона эксплуатации.


---------------------------------

Update 2019: Внимание!!! Подделки, пиратские копии байдарок "Щука".

---------------------------------

В походе по Керети на «Щуке» сам лично не плавал, но мог наблюдать непосредственно, поход по Пионерке — мой первый полноценный поход на «Щуке».

Кереть. «Щука» постоянно отставала на озерах: волны, встречный ветер, щучий экипаж вынужден был стартовать раньше всех, чтобы не оставаться далеко позади; зато, когда пошли пороги, отставать стали уже каркасные байдарки. Щукари выработали свою стратегию прохождения бочек: перед бочкой активно гребут; при входе в бочку капитан продолжает грести, а матрос ложится на спину, увеличивая остойчивость и, защищаясь от вала, натягивает на себя юбку, будто огромные штаны:) Как только вал проходит, матрос резко встает и начинает грести (в это время вал доходит до капитана). Так все бочки и проходили. Умелый попался экипаж, изобретательный — как по Белому морю пошли, так они парус поставили, да не простой — на треножнике. Управлял парусом матрос — тянул за веревки, привязанные к нижним углам паруса, был всегда готов свернуть парус при порыве ветра, а капитан подруливал, подтабанивал веслом. На Белом море я оценил удобство использования «Щуки» в качестве надувного матраса: лежишь на деке, а под тобой звезды морские и прочие красоты проплывают, как в аквариуме. И вздремнуть можно прямо не сходя на берег, покачиваясь на волнах:)

байдарка Щука в бочке
«Щука» в бочке. Матрос тянет на себя юбку.
Байдарка Щука под парусом.
«Щука» под парусом.
Крепление мачты на байдарке Щука.
Крепление мачты-треножника на байдарке.
Конструкция паруса на байдарке Щука.
Конструкция паруса.
Если нету неопрена.
Если нету неопрена...
Сон на волнах.
Ни на какой другой байдарке так не выспишься:)

Отрадное-Синево. Маршрут состоит из системы озер и нескольких лесных речек — Пионерки, Веселой. Речки чрезвычайно извилистые, много упавших деревьев, мели встречаются. Все достоинства «Щуки» проявились в полной мере — перетаскивать надувную байдарку через завалы легко, запрыгивать на нее сверху — тоже просто: остойчивость хорошая; по любым мелям идет — практически, достаточно мокрых камней, чтобы волоком тащить. Но на резких поворотах вылез такой недостаток: из-за плоского дна байдарка движется как тележка из супермаркета — плывешь прямо, поворачиваешь, а «Щука» продолжает идти вперед по инерции, но боком! Чтобы заставить «Щуку» вовремя свернуть, надо поворачивать чуть загодя и сразу грести вперед — в сторону, куда желаешь свернуть. Весьма актуальны короткие весла и прямая гребля — грести как можно ближе к бортам, а то байдарка все время виляет. Очень здорово купаться на озере, не приставая к берегу — нырнул, залез, постоял-посох — дальше плывем. Прошли 51 км за 2 дня, из них последние 10 км исключительно по озерам, открытому пространству, при встречном ветре; одна «Таймень» отстала и закончила поход лишь на утро понедельника, мы на «Щуке», вторая «Таймень» и «Свирь» благополучно финишировали вечером в воскресенье — так что по скорости «Щука», действительно, сопоставима с каркасными.

Верхом на Щуке
После обноса бывшей мельницы — «Щука» уже на воде, а каркасным тут мелко, их понесли дальше.
Байдарка Щука на мелководье.
для проводки достаточно мокрых камней.
Купание с байдарки.
Стою на корме — только что искупался. Нырял прямо с байдарки.

Итак, финальные выводы после первого года эксплуатации.

Плюсы:

  1. Дешевая. В 2-2,5 раза дешевле каркасных аналогов — например, «Щуке-3» можно противопоставить «Неву-2» или «Свирь» — по размерам, расположению посадочных мест. Среднее очко — как багажный отсек.
  2. Легкая. В 2 раза легче каркасных. Куча железяк каркаса просто отсутствует, хотя появляется доп. масса в виде баллонов.
  3. Компактная. Каркаса нет — см. предыдущий пункт.
  4. Быстрая сборка. Собирается быстро, но только если баллоны заранее вставлены. Если надо вставлять баллоны, то время сборки почти как у каркасной байдарки.
  5. Скорость выше, чем у прочих надувнушек. Сравнима с каркасной, если нет ветра.
  6. Не тонет. Даже в перевернутом состоянии держится на поверхности воды — баллоны не тонут.
  7. Не ломается. Нечему ломаться. Байдарка просто обтекает камни, скользит по ним.
  8. Не гниет. Синтетические материалы, капрон, кордура, теза — гнить вроде нечему, но пахнет довольно гадко, если полежит несколько дней мокрая и непроветриваемая.
  9. Может двигаться по мелководью. Малая осадка — практически, достаточно влажных камней, чтобы проводить байдарку или тащить волоком в одиночку.
  10. Шкура не рвется на шиверах. Обычно разрывы в шкуре происходят в точке соприкосновения с каркасом. Здесь давление пониженное, соприкосновение не точечное — меньше вероятность разрыва.
  11. Удобна для сидения-лежания. Надувной матрас. Можно удобно лечь на деку.
  12. Остойчива. С нее можно нырять, на ней можно стоять. Искупался, на середине озера, залез обратно, поплыл — можно к берегу не чалиться.
  13. Легко вращается. Дно плоское — сопротивления вращению практически никакого.
  14. Удобные наплывы для мелочей. Не надо запихивать тапочки под шпангоуты:)

Минусы:

  1. Очень мокрая в целом. Дека из кордуры промокает, оболочки баллонов и сиденья промокают, сами баллоны незначительно пропускают воду. Некомфортно.
  2. Юбки не держат воду. Собственно, это можно отнести к предыдущему пункту, но, по-моему, это отдельный большой минус. Любой вал воды попадает внутрь байдарки беспрепятственно. Дождь просачивается.
  3. Деформации при сборке. Если баллоны лежат не идеально ровно, или при надувании плохо распрямились, то возможно винтовое закручивание, грозящее в дальнейшем тем, что «Щука» будет все время норовить уйти с курса.
  4. Недостаточная жесткость конструкции. Изломы на валах, штопор. Надо надувать в два раза сильнее, чем по паспорту, либо привязывать по бортам жерди.
  5. Не очень много места. Под бортами — баллоны с воздухом, места для вещей только посередине и в наплывах.
  6. Боится нагрева. Во время пребывания на солнце давление поднимается, баллоны могут лопнуть. Клей, которым склеены баллоны и которым приклеены шланги надувания, боится температуры — соединения расходятся.
  7. Проблемы с маневрированием. Движется аналогично тележке из супермаркета, у которой колеса на шарнире.
  8. Парусит при встречном ветре. Осадка малая, дно плоское — вот и мотает ее по поверхности.
  9. Сушится дольше и сложнее каркасной. Из-за того, что очень мокрая в целом, и многие промокающие поверхности скрыты от обдува. Чтобы полностью высушить «Щуку», приходиться выворачивать ее наизнанку. И сушить сразу, иначе появляется неприятный запах.

Плюсов у «Щуки» куча — и недостатков более чем достаточно. Не идеал, но...

Стоит ли брать?

  1. Если денег мало. Студенты и малообеспеченные. Или для турклуба или еще какой организации, которой важно взять дешево партию байдарок и минимальными средствами поддерживать их в работоспособном состоянии.
  2. Если байда первая. «То ли буду ходить в дальнейшем, то ли не буду»:) Если речка категорийная, есть гарантия того, что обладатель «Щуки» дойдет до конца маршрута — в случае каркаса байдарку можно сломать в пороге, намотав на камень или просто утопить.
  3. Если нужна дополнительная байдарка. Например, дети в байдарку общую уже не вмещаются. Или уже утомили эти поиски байдарки каждый год для новых экипажей — основному ядру команды можно скинуться и закупиться.
  4. Если нужна легкая байдарка. «Стары мы стали уже с каркасом ходить». Или: «Мы еще маленькие, нам столько не поднять». Как байдарка выходного дня, хотя в меньшей степени - мороки с ней достаточно: сушить долго, со вставкой баллонов собирать долго.
  5. Если собираетесь плавать исключительно летом, отдыхая и никуда не торопясь:)

Во всех остальных случаях предпочту каркас. В дальний поход, особенно в автономный — только на нем: и места поболе, все влезает: не надо себя ограничивать; и не так мокро — комфортнее, хотя тащить эту массу до речки... Зато потом она меня везет:)



©2007 Ергин Григорий, тел.:+7(911)937-55-17.
Санкт-Петербург.